РП Логоритмики Дрёминой В.В

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85

Рабочая программа по логоритмике
для детей с ТНР (6-7 лет)
Дрёмина В.В. - учитель-логопед высшей квалификационной категории
Уровень общего образования - дошкольное образование
срок реализации рабочей программы

г. Екатеринбург

Содержание

Ι. Целевой раздел
1. Пояснительная записка………………………………………………………….3
2.Цели и задачи реализации рабочей программы ……………………………….5
3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы ……………….5
4. Характеристика развития речи детей дошкольного возраста, участвующих
в реализации рабочей программы…………………………………………………7
5. Планируемые результаты освоения рабочей программы……………………..8
ΙI. Содержательный раздел
1. Формы и виды взаимодействия учителя - логопеда и музыкального
руководителя ………………………………………………………………………10
ΙII. Организационный раздел
1. Требования к условиям реализации программы……….……………………..14
2. Педагогические условия реализации программы…………………………….15
3. Структура занятия …………………………………………………….………..15
4. Особенности взаимодействия с родителями………………………………….16
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников …………………………………………………………………….16
6. Особенности организации предметно-пространственной развивающей
образовательной среды……………………………………………………………16
7. Система мониторинга…………………………………………………………..17
8. Список литературы……………………………………………………………..19

2

Ι. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного
возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом
становится все больше и им следует вовремя оказывать помощь. Это в свою очередь
влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем
они могут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением.
Таким образом, вовремя оказанная помощь в коррекции речевых нарушений – одна
из важнейших задач современного дошкольного образования. Для получения
хороших результатов рекомендуют проведение занятий, где взаимодействуют
логопед и музыкальный руководитель.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные
движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Это форма активной терапии, направленной на преодоление речевого и
сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых
психических функций и в конечном итоге адаптацию человека к условиям внешней
и внутренней среды. В результате выполнения специальных упражнений
укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные
функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой
способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого
нарушения, развивают общую и мелкую моторику ребенка, формируют
положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Занятия по логоритмике проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня,
и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного
воздействия. Их продолжительность составляет 30 мин в подготовительной группе
и 25 минут в старшей группе. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной
направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать
интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинноследственных связей между предметами и явлениями действительности.
Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой
на подгрупповых занятиях и соответствует задачам логопедической коррекционной
работы.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 7 минут в подготовительной группе и 5 минут
в старшей группе. Используются
вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения
с помощью музыки, упражнения,
направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений,
регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 15, включает в себя слушание музыки для снятия
эмоционального и мышечного напряжения,
пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные
игры, а также следующие виды упражнений:
3

– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 7 минут в подготовительной и 5 минут в старшей
группе. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и
эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие
возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного
тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и
дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков
речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие
чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению
ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения,
эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
 Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»;
4

 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
 Основной образовательной программой дошкольного образовательного
учреждения.
Занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая. Возраст детей: 5-7 лет. Длительность
занятия – 30 минут подготовительной группе и 25 минут в старшей группе.
Количество занятий в неделю с каждой группой –2.
Программа составлена с учетом календарно-тематического плана учителя-логопеда.
2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии
ребёнка посредством сочетания музыки и движений.
Задачи:
- создать условия для организации НОД по логоритмике с использованием
здоровьесберегающих технологий;
- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений,
развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы;
- разработать перспективный план проведения НОД по логоритмике.
3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Принципы построения программы:
а) Принцип научности.
Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно
обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.
б) Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.
НОД по логоритмике планируются, проводятся и анализируются, логопедом,
воспитателями группы. Вопросы включения в ход НОД здоровьесберегающих
технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
в) Принцип системности.
Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как
системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
г) Принцип последовательности.
Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе
поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения
фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы
усваиваемого языка. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности
усвоения языковых единиц в норме.
д) Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути.
Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение
других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка
5

звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з”).
Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки
нарушенных звуков.
е) Принцип учета уровня развития ребёнка.
Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня:
уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и
уровень
потенциального
развития
(способность
решения
задач
при
соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание
должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и
этапа коррекционного воздействия.
ж) Принцип повторений умений и навыков.
В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный
лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий
коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко
встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
з) Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель –
ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и
возрастные особенности.
к) Принцип результативности. Получение положительного результата развития и
коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
В основу программы положены ведущие подходы:
1. Системный подход.
Сущность которого, заключается в том, что относительно самостоятельные
компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с
другими. При таком подходе педагогическая система работы со старшими
дошкольниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание
образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая
среда.
2. Личностный подход.
Утверждающий -представления о социальной, деятельной и творческой сущности
ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в
воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и
творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход.
Деятельность-основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому
необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь,
предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее
организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов
деятельности.
4. Полусубъектный подход.
6

Сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его
деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее
отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы,
что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с
детьми.
5. Культурологический подход.
Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей.
Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее
нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры.
В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, вопервых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой
личности.
4. Характеристика развития речи детей дошкольного возраста, участвующих
в реализации рабочей программы.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение
с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться
со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных
функций и успешному обучению в школе.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является
необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного
воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка. Несмотря на
значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования
словами. Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями
глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном
количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при
пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение.
В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов,
предлогов (например, вместо предлога между, используются слова в середине). В
речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное
согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах,
неправильное образование формы родительного падежа множественного числа
некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам
несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»). В диалогической
(разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора
использует как краткие, так и развернутые ответы. На шестом году жизни ребенка
мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны
правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом
возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л,
Р.
В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной
громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче
7

и тише. В повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом,
но при пересказах их речь часто замедленна за счет длительных необоснованных
задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под
впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок
в процессе
высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь, он
говорит громче и быстрее обычного. Ориентируясь на образец, дети не всегда
способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств
выразительности.
Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно
четко различают звонкие и глухие согласные, например, при выделении слога или
слова со звуком с из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть
звук з (или даже звук ш). Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие
и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и ч, ц и ч. Произношение шестилетних
детей отличается от речи взрослых из-за нарушения фонетической
и грамматической стороны речи, но к семи годам при условии систематической
работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.
5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего
процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие
показатели:
- сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам,
умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему,
придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со
словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения
правильно брать дыхание во время пения;
- сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения
правильно брать дыхание во время пения;
- сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного
аппарата;
- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых
рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах,
чистоговорках;
- способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения
осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,
перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и
кистей, быстро реагировать на смену движений;
8

- положительные результаты диагностики творческих способностей детей в
соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку,
активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений,
поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии,
ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения);
- улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;
- воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям
народов России, родного края, труду людей;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.

9

ΙI. Содержательный раздел
1. Формы и виды взаимодействия учителя - логопеда и музыкального
руководителя
– совместное проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда
с музыкальным руководителем на учебный год,
его корректировка по мере решения общих задач;
– совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;
– участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений,
праздников, открытых мероприятий;
– составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д;
– выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы,
касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для
профилактики нарушений речи;
– использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях
логопедических распевок, речевых игр,
логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр инсценировок
сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Задачи совместной коррекционной деятельности учителя-логопеда и музыкального
руководителя
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- развитие слухового внимания и слуховой памяти;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов;
- формирование оптико-пространственных представлений;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых
звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- развитие координации движений;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- формирование умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- воспитание темпа и ритма дыхания и речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха.
Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и
музыкального руководителя
успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей,
развитию и коррекции двигательной
сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы,
высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных способностей детей с
речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению
социализации
каждого
ребенка.
А
в
результате
использования
дифференцированного подбора приемов и
10

содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс
коррекции и развития речи.
Учитель-логопед
постановка диафрагмально-речевого дыхания

Музыкальный руководитель
развитие слухового внимания и слуховой памяти

формирование артикуляторной базы для исправления формирование и закрепление произносительных навыков
неправильно произносимых звуков
коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и
дифференциация

развитие фонематического восприятия, анализа и
синтеза

формирование зрительной ориентировки на собеседника

развитие координации движений

Совершенствование лексико-грамматической стороны
формирование умения передавать несложный
речи
музыкальный ритмический рисунок
обучение умению связно выражать свои мысли

воспитание темпа и ритма дыхания и речи

обучение грамоте, профилактика дисграфии и
дислексии

развитие произвольной мимической моторики

развитие психологической базы речи

формирование просодики

совершенствование мелкой моторики

развитие фонематического слуха

Логоритмические занятие включает в себя следующие виды упражнений:
Динамические упражнения регулируют мышечный тонус, развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше
владеют своим телом, их движения становятся точными и ловким.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как чёткая
артикуляция – основа хорошей дикции. Такие упражнения позволяют уточнить
правильное звукопроизношение, развивают подвижность языка, челюсти, губ и
укрепляют мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушение речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и
правильное распределение выдоха.
Фонопедические упражнения (по В. Емельянову) развивают голосовые связки и
певческие навыки дошкольников.
11

Упражнения на развитие внимание и памяти помогают развивать все виды
памяти (зрительную, слуховую, моторную) и активизируют внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки, скороговорки обязательны на каждом занятии для автоматизации и
дифференциации звуков. При проговаривании язык тренируется выполнять
правильные движения, отрабатывается чёткое, ритмичное произношение фонем и
слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры используются в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах и другие. Использование
простейшего стихотворного текста (русские народные песни, потешки, прибаутки,
считалки, дразнилки) способствуют быстрому запоминанию игры и облегчают
выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры помогают развивать чувства ритма, темпа, метра (акцентуации
сильной доли такта), что позволяет ребёнку лучше ориентироваться в ритмической
основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух; помогает укреплять голосовой аппарат ребёнка,
способствует автоматизации гласных звуков. Пение является методом,
регулирующим дыхание, помогает расширять грудную клетку и вырабатывать
плавную полнозвучную речь. Процесс развития певческих способностей у детей с
нарушениями речи направлен не только на формирование их художественной
культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки развивают подвижность пальцев и напрямую связаны с
развитием речи. Проводятся чаще под музыку, тексты пропеваются или музыка
звучит фоном.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах помогает
развивать мелкую моторику, чувства ритма, метра, темпа, улучшает внимание,
музыкальную память и другие психические процессы. Способствует развитию
ритмического слуха, стимулирует развитие определённых зон головного мозга,
которые в свою очередь влияют на развитие речи, умственной активности,
логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребёнка.
Формирует у дошкольника усидчивость и умение концентрировать внимание.
Коммуникативные игры и танцы способствуют развитию динамической стороны,
общения, эмпатии, эмоциональности, выразительности невербальных средств
общения, позитивного самоощущения. Формирует у ребёнка умение увидеть в
другом человеке его достоинства, обучает умению сотрудничества.
Подвижные игры, физминутки помогают тренировать у детей координацию слова
и движения, развивать память, быстроту реакции и смену движений. Эти игры
воспитывают у детей чувства коллективизма, сопереживания, ответственности,
приучают детей выполнять правила игры.
Музыкально – ритмические движения помогают активизировать физические силы,
выработать грацию, координацию движений, укрепляют и развивают мышцы,
улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.
12

Музыкально – самостоятельная деятельность развивает проявление творческой
инициативы (двигательные импровизации, игры – драматизации, игрыритмодекламации).

13

ΙII. Организационный раздел
1. Требования к условиям реализации программы
Требования к условиям реализации Программы включают требования к
педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям
реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие
личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах
социально-коммуникативного,
познавательного,
речевого,
художественноэстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального
благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических работников, в том числе их
дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования (в случае его организации);
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы,
в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
2.Педагогические условия реализации Программы
Для успешной реализации Программы в учреждении обеспечены следующие
педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг
к другу и взаимодействия детей с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья,
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится
оценка индивидуального развития детей, результаты которой используются для
решения образовательных задач: индивидуализации образования и оптимизации
работы с группой детей.
14

В целях эффективной реализации Программы в учреждении созданы условия для
консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам
образования и охраны здоровья детей.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и
подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения
теми же видами деятельности, которые предусмотрены примерной образовательной
программой массового детского сада.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт
взаимодействия всех участников педагогического процесса, в частности учителя –
логопеда и музыкального руководителя.
Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение
образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Технические средства для подготовки и проведения занятий.
 видео - аудио, CD- проигрыватели
 фортепиано
 детские музыкальные инструменты
 шумовые игрушки
 массажные и резиновые разноцветные мячики.
3. Структура занятия
Структура занятия включает следующие этапы: подготовительный (вводный),
основной и заключительный.
l водная часть включает в себя:
– приветствие;
– различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма
движений;
– упражнения на ориентировку в пространстве;
– упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.
ll основная часть включает в себя:
– развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
– упражнения на развитие внимания, памяти;
– упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
– упражнения на развитие координации речи с движением;
– упражнения на развитие координации пения с движением;
– слушание музыки для снятия напряжения;
– игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
III заключительная часть включает в себя:
– упражнения на восстановления дыхания;
– спокойные виды ходьбы;
– упражнения на релаксацию.

15

4. Особенности взаимодействия с родителями
Формы работы с родителями:
- Посещение родителями открытых занятий;
- Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских
собраниях);
- Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные
различной тематике и т.д.)
- Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой
педагогами работе;
- Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»
одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности ребенка».
Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в
совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех
педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.
В основу совместной деятельности семьи, учителя-логопеда и музыкального
руководителя заложены следующие принципы:
 единый подход к процессу воспитания ребёнка;
 открытость Учреждения для родителей;
 взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
 уважение и доброжелательность друг к другу;
 дифференцированный подход к каждой семье.
6. Особенности организации предметно-пространственной развивающей
образовательной среды
Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале с использованием
специального оборудования и материалов.
-Оборудование: зеркала, фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук,
набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания музыкально –
ритмических упражнений.
-Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты,
обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов и
т.д.
-Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные ложки, дудки,
колокольчики, металлофоны, бубенчики, трещотки, деревянные палочки, маракасы,
шумовые инструменты, ксилофон.

16

7. Система мониторинга.
Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С.
Соломахе).
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом
и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового
внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться
в пространстве, общей и мелкой моторики, речевой моторики. Результаты
диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий.
Повторное исследование проводится в конце учебного года, чтобы проследить
динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе
логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание
-Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, колокольчик»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
-Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди,
сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма
1-й элемент: – – .. –
2-й элемент: – .. – –
3-й элемент: – – …
4-й элемент: … – –
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве
-Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
-Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики
-Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала
по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить
и оценить по 5-балльной шкале:
-силу движений,
-точность движений,
-темп движений,
-координацию движений,
-переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики
17

-Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка,
кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
-Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
Оценка от 1 до 3-х.
-Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру
«Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
-Переключение от одного движения к другому.
-«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).
По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
-Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
-Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.
По 1 баллу.
Максимальное количество баллов за четыре задания – 21 балл.

18

8. Список литературы
1. Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической
группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.:
ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. – 352 с.
2. Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР.
5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192с.
6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2005. – 208с. – (Логопед в ДОУ).
8. Куликовская Т.А. Чистоговорки и скороговорки. Про жучков и про букашек:
практикум по улучшению дикции / Куликовская Т.А. – М.: Издательство «ГНОМ и
Д», 2006. – 32с.
9. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. – Спб.: КАРО, 2006. – 64с.: ил.
10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая и
дыхательно – голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для
закрепления произношения звуков у дошкольников. – 2-е издание дополненное. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 16с.
11. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет.
Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144с. – (Логопед в ДОУ).
12. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. / М.Ю.
Гоголева; худож. А.А. Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2006. – 120 с.: ил.
– (Детский сад. День за днем).
13. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы – конспекты
занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 48с.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые
методы и приёмы: методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48с.
– (Практическая логопедия).
15. Чистоговорки и скороговорки для развития речи / Сост. О. Шапина. – М.: АСТ;
СПб.: Сова, 2008. – 95, (1) с.: ил. – (Маленькие гении).
16. Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной
гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО –
ПРЕСС», 2017. – 80с. – (Кабинет логопеда).
17. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие
для родителей и педагогов. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 45, [1] с.: ил. – (Школа
развития).
18. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей – логопедов,
воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с. (Библиотека Логопеда)
19. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для
учителей – логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
(Библиотека Логопеда)

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».