М у н и ц и п а л ь н о е а в т о н о м н о е д о ш к о л ь н о е о б р а зо в а т ел ь н о е у ч р еж д ен и е д е т с к и й с а д № 85
г .Е к а т е р и н б у р г , п р о е з д Т е п л о х о д н ы й , д .13 т е л .8(343)323-57-17 (16)
e-mail: mdou85@eduekb.ru
П
с
П
П
р и н ято :
у ч ето м м н ен и я
ед аго ги ч еск о го со в ета
р о т о к о л № / о т « 3/»
cbaZYXWVUTSRQPONMLKJIHGFEDCBA
У твер ж д ен о :
зо м за в е д у ю щ е го
о г о с а д а № 85
20Ж .
Т .Н .П у х о в а
20Ж .
Д оп ол н и тел ь н ая
о б щ ео б р а зо в а т ел ь н а я
о б щ ер а зв и в а ю щ а я п р о г р а м м а
х у д о ж е с т в е н н о -э с т е т и ч е с к о й н а п р а в л е н н о с т и
«В о к а л ь н а я с т у д и я »
В о з р а с т о б у ч а ю щ и х с я -4-7 л е т
С р о к р еа л и за ц и и - 3 го д а
Е к а т е р и н б у р г , 2020
С одер ж ан и е
Ь Ц е л е в о й р а з д е л ................................................................................................... 3
П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а ........................................................................................... 3
1.1. Ц е л и и з а д а ч и р е а л и з а ц и и п р о г р а м м ы .......................................................... 6
1.2. П р и н ц и п ы р е а л и з а ц и и п р о г р а м м ы «В о к а л ь н а я с т у д и я »........................... 6
1.3. Х а р а к т е р и с т и к а в о з р а с т н ы х о с о б е н н о с т е й в о с п и т а н н и к о в ........................ 7
2.П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о с в о е н и я п р о г р а м м ы «В о к а л ь н а я с т у д и я »..........8
П .С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л ................................................................................. 9
2.1.О б р а з о в а т е л ь н а я д е я т е л ь н о с т ь п р и р е а л и з а ц и и п р о г р а м м ы «В о к а л ь н а я
с т у д и я »........................................................................
9
2.2.В а р и а т и в н ы е ф о р м ы , с п о с о б ы , м е т о д ы и с р е д с т в а р е а л и з а ц и и п р о г р а м м ы
................................................................................................................................... 10
2.3.О с о б е н н о с т и в з а и м о д е й с т в и я с с е м ь я м и в о с п и т а н н и к о в ........................... 12
Ш .О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л .......................................................................... 13
3.1.М а т е р и а л ь н о -т е х н и ч е с к о е о б е с п е ч е н и е п р о г р а м м ы .................................. 13
3.2.О с о б е н н о с т и о р г а н и з а ц и и з а н я т и й «В о к а л ь н а я с т у д и я »......................... 13
С п и с о к л и т е р а т у р ы ............................................................................................... 14
2
Ь Ц ел ев о й р а зд ел
П о я сн и т ел ь н а я за п и ск а
Д о п о л н и те л ь н а я о б щ е о б р а зо в а те л ь н а я о б щ е р а зв и в а ю щ а я п р о гр а м м а
«В о к а л ь н а я с т у д и я » р а з р а б о т а н а с ц е л ь ю о б е с п е ч е н и я а д а п т а ц и и д е т е й к
ж и зн и в о б щ е с т в е , п р о ф е с с и о н а л ь н о й о р и е н та ц и и , а т а к ж е в ы я в л е н и я и
п о д д ер ж ки д етей , п р о яви вш и х вы д аю щ и еся сп о со б н о сти . Д о п о л н и тел ьн ая
о б щ е о б р а зо в а те л ь н а я п р о гр а м м а у ч и ты в а е т в о зр а с тн ы е и и н д и в и д у а л ь н ы е
о со б ен н о сти д етей .
К
освоен и ю
д о п о л н и тел ьн о й
о б щ е о б р а зо в а тел ь н о й
п р о гр ам м ы
д о п у скаю тся л ю б ы е л и ц а б ез п р ед ъ явл ен и я тр еб о ван и й к у р о вн ю
о б р а зо в а н и я .
Д о ш к о л ь н о е д е тс тв о - п е р и о д б у р н о го р а зв и ти я в о о б р а ж е н и я ,
ф а н т а з и и , в а ж н е й ш и х к а ч е с т в т в о р ч е с к о й л и ч н о с т и . В в о з р а с т е 4-7 л е т
п о тр еб н о сть д етей п р о я в л я ть себ я в тв о р ч еств е о гр о м н а. О ч ен ь в аж н о н а
дош кольн ом
этап е
р а зв и ти я
л и ч н о сти
о п р ед ел и ть
сп о со б н о сть
и
та л а н тл и в о с ть д е те й , с о зд а ть и м у с л о в и я д л я с а м о в ы р а ж е н и я , д а ть
н е о гр а н и ч е н н ы е в о зм о ж н о с ти п р о я в и ть с е б я в о в сех в и д а х м у зы к а л ь н о го
тво р ч ества.
В
дош кольн ом
в о зр а с те
акти вн о
р а зв и в а ю тс я
сп ец и альн ы е
с п о с о б н о с ти д е те й , п р е ж д е в с е го м у зы к а л ь н ы е . Д о ш к о л ь н о е д е тс тв о с о зд а е т
б л аго п р и ятн ы е у сл о в и я д л я и х ф о р м и р о в ан и я. Д о ш к о л ьн и к в к л ю ч ен во в се
м н о го о б р а зи е х у д о ж е с тв е н н ы х в и д о в д е я те л ь н о с ти . О н п о ет, тан ц у ет.
В о зм о ж н о с ть в ы р а зи ть св о и ч у в с тв а в п е с н е и та н ц е , в н и м а те л ь н о сл у ш ая
м у зы к у , в о гр о м н о й с те п е н и с п о с о б с т в у е т эм о ц и о н а л ь н о м у , д у х о в н о м у ,
ф и зи ч е с к о м у р а зв и т и ю д о ш к о л ь н и к а . С о ч е та н и е д у х о в н о го и ф и зи ч е с к о го
н е о б х о д и м о д л я р а зв и ти я л и ч н о с ти р е б е н к а . П е н и е с п о с о б с тв у е т р а зв и ти ю
р еч и . С л о в а в ы го в ар и в аю тся п р о тяж н о , н ар асп ев , ч то п о м о гает ч етк о м у
п р о и зн о ш е н и ю о тд е л ь н ы х зв у к о в и с л о го в , о н о о б ъ е д и н я е т д е те й о б щ и м
н астр о ен и ем , о н и п р и у ч аю тся к со вм естн ы м д ей стви ям .
Ч а с то у д е те й н е д о с та то ч н о с ф о р м и р о в а н а м у зы к а л ь н а я к у л ь ту р а,
н аб л ю д ается сл аб ая д в и гател ьн ая и
во к ал ьн ая ак ти вн о сть. П о это м у
п о я в и л а с ь а к ту а л ь н а я н е о б х о д и м о с ть в р а зр а б о тк е д о п о л н и те л ь н о й
п р о гр а м м ы , к о то р а я п о м о ж е т в р а б о те с д е ть м и , д л я р а зв и ти я в о к а л ь н о
тво р ч ески х сп о со б н о стей .
Ц ел ь п р о гр а м м ы : р а зв и ти е у в о с п и та н н и к о в в о к а л ь н ы х д а н н ы х ,
тв о р ч еск и х сп о со б н о стей , и сп о л н и тел ьск о го м астер ств а.
З ад ач и п р о гр ам м ы : сф о р м и р о в ать у д о ш к о л ьн и к о в н ав ы к и в о к ал ьн о й
т е х н и к и , р а з в и т ь г о л о с о в ы е с в я з к и , у к р е п и т ь н р а в с т в е н н о -в о л е в ы е к а ч е с т в а
л и ч н о с ти : н а с то й ч и в о с ть в д о с ти ж е н и и р е зу л ь та та , в ы д е р ж к у , у м е н и е
ко н тр о л и р о вать сво и д ви ж ен и я, д ей ство вать в ко л л екти ве.
П р о гр ам м а
такж е
сп о со б ству ет
укреп лен и ю
ф и зи ч е с к о го ,
п с и х и ч е с к о го и п с и х о л о ги ч е с к о го зд о р о в ь я д е те й .
3
П р и р а зр а б о т к е п р о гр а м м ы б ы л и и зу ч е н ы и п р о р а б о та н ы с л е д у ю щ и е
а в то р с к и е п р о гр а м м ы : п о м у зы к а л ь н о м у в о с п и та н и ю д е те й д о ш к о л ь н о го
в о з р а с т а «Л а д у ш к и » (а в т о р ы И . К а п л у н о в а , И . Н о в о с к о л ь ц е в а ), п р о г р а м м ы
Э .П . К о с т и н о й
«К а м е р т о н », м у з ы к а л ь н а я р и т м и к а «Т о п -х л о п » Е .
Ж е л е з н е в о й , «Т а н ц е в а л ь н а я м о з а и к а » Е . М а р т ы н е н к о , «Т а л а н т - в о с ь м о е
ч у д о света» М . О п р и ш ко .
Д е я т е л ь н о с т ь «В о к а л ь н о й с т у д и и » с т р о и т с я н а е д и н ы х п р и н ц и п а х и
о б есп еч и в ает ц ел о стн о сть п ед аго ги ч еск о го п р о ц есса.
У ч ебн ы й п л ан
д о п о л н и т ел ь н о й о б щ ео б р а зо в а т ел ь н о й о б щ ер а зв и в а ю щ ей
п р о г р а м м ы «В о к а л ь н а я с т у д и я »
П ер в ы й го д о б у ч ен и я
Р еп ер туар
Р
Р
Д
Д
П
П
У
В
у с с к и е н а р о д н ы е п е с н и (с м у з ы к а л ь н ы м с о п р о в о ж д е н и е м )
у с с к и е н а р о д н ы е п е с н и (б е з м у з ы к а л ь н о г о с о п р о в о ж д е н и я )
е т с к и е э с т р а д н ы е п е с н и (с ф о р т е п и а н н ы м с о п р о в о ж д е н и е м )
е т с к и е э с т р а д н ы е п е с н и (п о д ф о н о г р а м м у )
е с н и и з м у л ь т ф и л ь м о в (с ф о р т е п и а н н ы м с о п р о в о ж д е н и е м )
е с н и и з м у л ь т ф и л ь м о в (п о д ф о н о г р а м м у
п раж н ен и я и п оп евки
сего
К о л -в о
ч асов
И
5
5
7
4
32
72
В то р о й го д о б у ч ен и я
Р еп ер туар
Р у с с к и е н а р о д н ы е п е с н и (с м у з ы к а л ь н ы м с о п р о в о ж д е н и е м )
Р у с с к и е н а р о д н ы е п е с н и (б е з м у з ы к а л ь н о г о с о п р о в о ж д е н и я )
Д е т с к и е э с т р а д н ы е п е с н и (с ф о р т е п и а н н ы м с о п р о в о ж д е н и е м )
Д е т с к и е э с т р а д н ы е п е с н и (п о д ф о н о г р а м м у )
П е с н и и з м у л ь т ф и л ь м о в (с ф о р т е п и а н н ы м с о п р о в о ж д е н и е м )
11е с н и и з м у л ь т ф и л ь м о в (п о д ф о н о г р а м м у
_____
У п раж н ен и я и п оп евки
В сего
4
К о л -в о
ч асов
И
8
5
7
4
32
72
Т р ети й го д о б у ч ен и я
Р еп ер туар
К о л -в о
ч асов
Р у с с к и е н а р о д н ы е п е с н и (с м у з ы к а л ь н ы м с о п р о в о ж д е н и е м )
Р у с с к и е н а р о д н ы е п е с н и (б е з м у з ы к а л ь н о г о с о п р о в о ж д е н и я )
Д е т с к и е э с т р а д н ы е п е с н и (с ф о р т е п и а н н ы м с о п р о в о ж д е н и е м )
Д е т с к и е э с т р а д н ы е п е с н и (п о д ф о н о г р а м м у )
П е с н и и з м у л ь т ф и л ь м о в (с ф о р т е п и а н н ы м с о п р о в о ж д е н и е м )
П е с н и и з м у л ь т ф и л ь м о в (п о д ф о н о г р а м м у )
У п раж н ен и я и п оп евки
В сего
11
5
8
5
7
4
32
72
К ал ен д ар н ы й уч ебн ы й гр аф и к
д о п о л н и т ел ь н о й о б щ ео б р а зо в а т ел ь н о й о б щ ер а зв и в а ю щ ей
п р о г р а м м ы «В о к а л ь н а я с т у д и я »:
Д о п о л н и те л ь н а я о б щ е о б р а зо в а те л ь н а я о б щ е р а зв и в а ю щ а я п р о гр а м м а
«В о к а л ь н а я с т у д и я » п р о в о д и т с я 2 р а з а в н е д е л ю п о 45 м и н у т (Р а с п и с а н и е
д о п о л н и т е л ь н ы х о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х о б щ е р а з в и в а ю щ и х п р о г р а м м ) с 01
с е н т я б р я п о 31 м а я .
Н ер аб о ч и м и д н ям и явл яю тся: су б б о та, во скр есен ье.
П р а з д н и ч н ы м и д н я м и я в л я ю т с я : 1,2,3,4,5,6,7,8 я н в а р я - Н о в о г о д н и е
кан и кулы ;
23 ф е в р а л я - д е н ь З а щ и т н и к а О т е ч е с т в а ;
8, 9, 10 м а р т а - М е ж д у н а р о д н ы й ж е н с к и й д е н ь (п р а з д н и ч н ы е в ы х о д н ы е д н и );
1, 2, 3, 4, 5 м а я - П р а з д н и к В е с н ы и Т р у д ы (п р а з д н и ч н ы е в ы х о д н ы е д н и );
9, 10, 11, 12 м а я - Д е н ь П о б е д ы (п р а з д н и ч н ы е в ы х о д н ы е д н и );
12 и ю н я - Д е н ь Р о с с и и ;
4 н о яб р я - Д ен ь н ар о д н о го ед и н ств а.
П р и с о в п а д е н и и в ы х о д н о го и н е р а б о ч е го п р а зд н и ч н о го д н е й в ы х о д н о й
д е н ь п е р е н о с и тс я н а с л е д у ю щ и й , п о с л е п р а зд н и ч н о го р а б о ч и й д е н ь , за
и с к л ю ч е н и е м в ы х о д н ы х д н е й , с о в п а д а ю щ и х с н е р а б о ч и м и п р а зд н и ч н ы м и
дн ям и .
Ф о р м а а т т ест а ц и и - н е п р ед у см о тр ен а. П о сл е о св о ен и я п р о гр ам м ы
д о к у м е н т о б о б р а зо в а н и и н е в ы д ается .
О ц ен о ч н ы е м а т ер и а л ы — н е п р ед у см о тр ен ы .
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы - у к а з а н ы в Ц е л е в о м р а з д е л е , п .2.
Ф о р м а о б у ч ен и я - очн ая.
5
С рок
гр аф и к е.
осв оен и я
у к а за н
в учеб н ом
cbaZYXWVUTSRQPONMLKJIHGFEDCBA
п лан е и
кален д арн ом
учеб н ом
1.1. Ц е л и и з а д а ч и р е а л и з а ц и и п р о г р а м м ы
Ц ел ь д ан н о й п р о гр ам м ы :
ф орм и рован и е
эстети ч еск о й
ку л ьту р ы
д ош кольн и ка;
р а зв и ти е
э м о ц и о н а л ь н о -в ы р а з и т е л ь н о г о и с п о л н е н и я п е с е н ; с т а н о в л е н и е п е в ч е с к о г о
д ы х а н и я , п р а в и л ь н о го зв у к о о б р а зо в а н и я , ч е тк о с ти д и к ц и и .
З ад ач и р е а л и за ц и и п р о гр ам м ы :
Ф о р м и р о ван и е и н тер еса к во кал ьн о м у и ску сству .
Р а зв и ти е у м е н и й п е ть е с те с тв ен н ы м го л о с о м , б е з н а п р я ж е н и я ; п о с те п е н н о
р а с ш и р я я д и а п а зо н .
Р а зв и ти е м у зы к а л ь н о го сл у х а, к о о р д и н а ц и и с л у х а и го л о са.
Р а зв и ти е у м е н и й р а зл и ч а т ь зв у к и п о в ы с о те .
-Р а з в и т и е ч и с т о т ы и н т о н и р о в а н и я , ч е т к о й д и к ц и и , п р а в и л ь н о г о п е в ч е с к о г о
д ы х ан и я, ар ти ку л яц и и .
Р а зв и ти е у м е н и й п еть , в ы р а зи те л ь н о п е р е д а в а я х а р а к те р п есн и .
-Ф о р м и р о в а н и е п е в ч е с к о й к у л ь т у р ы
(п р а в и л ь н о п е р е д а в а т ь м е л о д и ю
е с т е с т в е н н ы м г о л о с о м , б е з н а п р я ж е н и я ).
С о в е р ш е н с т в о в а н и е в о к а л ь н о -х о р о в ы х н а в ы к о в .
Ф о р м и р о ван и е кр аси во й осан ки , п р ави л ьн о й п оход ки .
С о в е р ш е н с тв о в ан и е ч у в с тв а р и тм а , м у зы к а л ь н о с ти .
В о сп и тан и е эстети ч еск о го в к у са, л ю б в и к и ск у сств у , к у л ьту р е, в о сп и тан и е
с о ц и а л ь н о -п р и е м л е м о г о п о в е д е н и я в о в р е м я з а н я т и й , к у л ь т у р н о -д о с у г о в о й и
ко н ц ер тн о й д еятел ьн о сти .
П е д а го ги ч е с к а я ц е л е с о о б р а зн о с т ь п р о гр а м м ы о б у с л о в л е н а т е м , ч т о за н я т и я
вокалом
р а зв и в а ю т х у д о ж е с тв е н н ы е сп о со б н о сти д етей , ф о р м и р у ю т
эс те ти ч е с к и й в к у с, у л у ч ш а ю т ф и зи ч е с к о е р а зв и ти е и эм о ц и о н а л ь н о е
со сто ян и е д етей .
1.2. П р и н ц и п ы р е а л и з а ц и и п р о г р а м м ы «В о к а л ь н а я с т у д и я »
В п р о гр а м м у за л о ж е н ы п р и н ц и п ы м у зы к а л ь н о й п е д а го ги к и К а р л а
О р ф а - ц е н н о с ть за к л ю ч а е тся в то м , ч то о н и я в л я ю тс я о д н о й и з эф ф е к ти в н ы х
ф о р м п с и х о л о ги ч е с к о го п е р е к л ю ч е н и я в о в р е м я за н я ти й ; р а зв и в а ю т
д в и га те л ь н ы е с п о с о б н о с ти , м у зы к а л ь н у ю п а м я ть , ч у в с тв о р и тм а , р е ч е в о е
и н то н и р о в а н и е , р а зв и ти е м у зы к а л ь н о го сл у х а.
В о с н о в у п р о гр а м м ы л егл и р е к о м е н д а ц и и п о р а зв и ти ю п е в ч е с к о го
го л о са П . В . Г о л у б ев о й ; а так ж е м ето д и к а о б у ч ен и я в о к ал у Д м и тр и я
О г о р о д н о в а (а л г о р и т м ы в о к а л а , с п о с о б с т в у ю щ и е в ы р а б о т к е п е в ч е с к о г о
д ы хан и я,
во сп и тан и ю
сам о ко н тр о л я,
сл у х о в о го ,
зр и те л ь н о го ,
и н т о н а ц и о н н о г о в н и м а н и я , у м е н и я с л ы ш а т ь и с л у ш а т ь с е б я ).
К л а с с и ч е с к и е м е то д и к и , к о то р ы е и с п о л ь зу ю тс я п р и р е а л и за ц и и
п р о гр а м м ы , п о зв о л я ю т н а у ч и ть в о с п и та н н и к о в с л ы ш а ть и сл у ш ать себ я ,
6
о с о зн а в а ть и к о н тр о л и р о в а ть св о ю п е в ч е с к у ю п р и р о д у , в л а д е ть м е то д а м и и
п р и е м а м и , с н и м а ю щ и е м ы ш е ч н ы е и п с и х о л о ги ч е с к и е за ж и м ы .
В о к ал ьн ая п ед аго ги к а у ч и ты в ает, ч то к аж д ы й о б у ч аю щ и й ся есть
н еп о вто р и м ая и н д и ви д у ал ьн о сть, о б л ад аю щ ая сво й ствен н ы м и то л ько ей
п си хи чески м и , во кальн ы м и
и
прочим и
о со б ен н о стям и
и
тр еб у ет
в с е с то р о н н е го и зу ч е н и я эти х о с о б е н н о с те й и тв о р ч е с к о го п о д х о д а к м е то д а м
и х р а зв и ти я .
М е т о д и ч е с к и е п р и н ц и п ы п е д а г о г и ч е с к о г о п р о ц е с с а «В о к а л ь н о й с т у д и и »:
-п р и н ц и п е д и н с т в а х у д о ж е с т в е н н о г о и т е х н и ч е с к о г о р а з в и т и я п е н и я ;
- п р и н ц и п гар м о н и ч еск о го в о сп и тан и я л и ч н о сти ;
- п р и н ц и п п о степ ен н о сти и п о сл ед о вател ьн о сти в о вл ад ен и и м астер ство м
п ен и я, о т п р о сто го к сл о ж н о м у ;
- п р и н ц и п у сп еш н о сти ;
- п р и н ц и п с о р а зм е р н о с т и н а гр у зк и у р о в н ю и с о с то я н и ю зд о р о в ь я с о х р а н е н и я
зд о р о в ь я р е б е н к а ;
- п р и н ц и п т в о р ч е с к о го р а зв и ти я ;
- п р и н ц и п д о сту п н о сти ;
- п р и н ц и п о р и е н та ц и и н а о с о б е н н о с ти и с п о с о б н о с ти - п р и р о д о с о о б р а зн о с ти
реб ен ка;
- п р и н ц и п и н д и в и д у ал ьн о го п о д х о д а;
- п р и н ц и п п р акти ч еско й н ап р авл ен н о сти .
В о с н о в у р а з р а б о т к и п р о г р а м м ы «В о к а л ь н а я с т у д и я » п о л о ж е н ы
тех н о л о ги и ,
о р и ен ти р о ван н ы е
на
ф орм и рован и е
о б щ еку л ьту р н ы х
ко м п етен ц и й о б у ч аю щ и х ся:
- те х н о л о ги я р а зв и в а ю щ е го о б у ч ен и я ;
- те х н о л о ги я и н д и в и д у а л и за ц и и о б у ч е н и я ;
- л и ч н о с т н о -о р и е н т и р о в а н н а я т е х н о л о г и я ;
- к о м п етен тн о стн о го и д ея тел ьн о стн о го п о д х о д а.
1.3. Х а р а к т е р и с т и к а в о з р а с т н ы х о с о б е н н о с т е й в о с п и т а н н и к о в
В д о ш к о л ь н о м в о зр а с те д е ти и м е ю т у ж е н е к о то р ы й м у зы к а л ь н ы й о п ы т
О б щ ее
р а зв и ти е ,
со вер ш ен ство ван и е
п роц ессов
вы сш ей
н ервн ой
д еятел ьн о сти
о к а зы в а ю т п о л о ж и те л ь н о е в л и я н и е
н а ф орм и рован и е
го л о с о в о го а п п а р а та и н а р а зв и ти е с л у х о в о й а к ти в н о с ти . О д н а к о го л о с о в о й
а п п а р а т п о -п р е ж н е м у о т л и ч а е т с я х р у п к о с т ь ю , р а н и м о с т ь ю . Г о р т а н ь с
го л о с о в ы м и с в я зк а м и ещ е н е д о с та то ч н о р а зв и ты . С в я зк и к о р о тк и е . З в у к
г о л о с а о ч е н ь с л а б ы й . О н у с и л и в а е т с я р е з о н а т о р а м и . Г р у д н о й (н и з к и й )
р е з о н а т о р р а з в и т с л а б е е , ч е м г о л о в н о й (в е р х н и й ), п о э т о м у г о л о с у д е т е й
д о ш к о л ь н о го в о зр а с та н е с и л ь н ы й , х о тя п о р о й и зв о н к и й . С л е д у е т и зб е га ть
ф о р с и р о в а н и е зв у к а , в о в р е м я к о то р о го у д е т е й р а зв и в а е т с я н и зк о е ,
н е с в о й с тв е н н о е и м зв у ч а н и е .
Д е т и м о г у т п е т ь в д и а п а з о н е р е -д о 2. Н и з к и е з в у к и з в у ч а т б о л е е
п р о тя ж н о , п о это м у в р а б о те с д е ть м и н ад о и с п о л ь зо в а ть п есн и с у д о б н о й
7
т е с с и т у р о й , в к о т о р ы х б о л ь ш е в ы с о к и х зв у к о в . У д о б н ы м и я в л я ю т с я зв у к и
(м и ) ф а -с и . В э т о м д и а п а з о н е з в у ч а н и е е с т е с т в е н н о е , з в у к д о п е р в о й о к т а в ы
зв у ч и т т я ж е л о , его н а д о и зб е га ть .
2.П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о с в о е н и я п р о г р а м м ы «В о к а л ь н а я с т у д и я »
О с н о в н ы е тр е б о в а н и я к зн а н и я м , у м е н и я м и н а в ы к а м : к к о н ц у п е р в о го
г о д а о б у ч е н и я д е т и д о л ж н ы з н а т ь /п о н и м а т ь :
• стр о ен и е ар ти к у л яц и о н н о го ап п ар ата;
• о с о б е н н о с ти и в о зм о ж н о с ти п е в ч е с к о го го л о са;
• ги ги ен у п ев ч еск о го го л о са;
• п о н и м а т ь п о т р е б о в а н и ю п е д а г о г а с л о в а - п е т ь «м я г к о , н е ж н о , л е г к о »;
у м еть:
• п р ави л ьн о д ы ш ать: д ел ать н еб о л ьш о й сп о ко й н ы й вд о х , н е п о д н и м ая п леч;
• п еть к о р о тк и е ф р а зы н а о д н о м д ы х а н и и ;
• в п о д ви ж н ы х п есн ях д ел ать б ы стр ы й вд ох;
• п еть б ез с о п р о в о ж д е н и я о тд е л ь н ы е п о п е в к и и ф р а зы и з п е с е н ;
• п еть л е гк и м зв у к о м , б ез н а п р я ж е н и я ;
• к к о н ц у го д а с п е ть в ы р а зи те л ь н о , о с м ы с л е н н о , в с п о к о й н о м те м п е х о тя б ы
ф р а зу с я р к о в ы р а ж е н н о й к о н к р е т н о й т е м а т и к о й и гр о в о го х а р а к т е р а .
К к о н ц у в т о р о г о г о д а о б у ч е н и я д е т и д о л ж н ы з н а т ь /п о н и м а т ь :
• со б л ю д ать п евч еску ю у стан о вку ;
• ж а н р ы в о к а л ь н о й м у зы к и ;
у м еть:
• п р ави л ьн о д ы ш ать, д ел ать н еб о л ьш о й сп о ко й н ы й вд ох, н е п о д н и м ая п леч;
• т о ч н о п о в т о р и т ь за д а н н ы й зв у к ;
• в п о д ви ж н ы х п есн ях д ел ать б ы стр ы й вд ох;
• п р а в и л ь н о п о к а за ть с а м о е к р а с и в о е и н д и в и д у а л ь н о е зв у ч а н и е св о его
го л о са;
• п еть ч и сто и сл аж ен н о в у н и со н ;
• п еть б ез со п р о во ж д ен и я о тд ел ьн ы е п о п евки и о тр ы вки и з п есен ;
• д ать кр и ти ч еску ю о ц ен ку сво ем у и сп о л н ен и ю ;
• п р и н и м а т ь а к т и в н о е у ч а с т и е в т в о р ч е с к о й ж и зн и в о к а л ь н о й с ту д и и .
К к о н ц у т р е т ь е г о г о д а о б у ч е н и я д е т и д о л ж н ы з н а т ь /п о н и м а т ь :
• о сн о в н ы е ти п ы го л о со в ;
• ж а н р ы в о к а л ь н о й м у зы к и ;
• ти п ы д ы х ан и я;
• п о вед ен и е п евц а д о вы х о д а н а сц ен у и во вр ем я ко н ц ер та;
• р е а б и л и та ц и я п р и п р о с ту д н ы х за б о л е в а н и я х ;
• о б р а зц ы в о к а л ь н о й м у зы к и р у с с к и х , за р у б е ж н ы х к о м п о зи то р о в , н а р о д н о е
тво р ч ество ;
у м еть:
• п е ть д о с т а т о ч н о ч и с т ы м п о к а ч е с тв у зв у к о м , л е гк о , м я гк о , н е п р и н у ж д е н н о ;
• п е ть н а о д н о м д ы х а н и и б о л е е д л и н н ы е м у зы к а л ь н ы е ф р а зы ;
8
•и м п р о в и з и р о в а т ь и с о ч и н я т ь м е л о д и и н а з а д а н н ы е и н т о н а ц и и , т е м ы ,
м е л о д и к о -р и т м и ч е с к и е м о д е л и , с т и х о т в о р н ы е т е к с т ы .
К к о н ц у тр етьего го д а о б у ч ен и я б о л ее яр к о п р о я в л я ю тся тв о р ч еск и е
с п о с о б н о с ти к а ж д о го о б у ч а ю щ е го с я . В л а д е н и е р а зл и ч н ы м и в о к а л ь н ы м и ,
те х н и ч е с к и м и с р е д с тв а м и , р а зн о о б р а зн ы й р е п е р ту а р , б о л ь ш о й о б ъ е м
с ц е н и ч е с к о й п р а к ти к и п о зв о л я ю т д е тя м л у ч ш е р е а л и зо в а ть св о й п о тен ц и ал :
в о с п и та н н и к и п р и н о с я т н а за н я ти е с о б с тв е н н ы е р а с п е в к и , р и с у н к и н а тем ы
и сп олн яем ы х
п р о и зв е д е н и й ,
н аход ят
новы е
ж есты ,
д ви ж ен и я,
д р ам ату р ги ч еск и е р еш ен и я . Д ети это го го д а п р и н и м аю т ак ти в н о е у ч асти е во
всех ко н ц ер тах , ко н ку р сах .
В стр еч и с тво р ч ески м и ко л л екти вам и явл яю тся н ео тъ ем л ем о й ч астью
м ето д и ки о б у ч ен и я во кал у н а л ю б о й стад и и о б у ч ен и я.
П р о гр а м м а п р е д п о л а га е т р а зл и ч н ы е ф о р м ы р е зу л ь та ти в н о сти : у ч а с ти я
д етей в вн у тр и сад о вы х м ер о п р и яти ях , ко н ц ер тах , ф ести вал ях и ко н ку р сах .
П .С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л
2.1.О б р а з о в а т е л ь н а я
дея тел ь н ость
«В о к а л ь н а я с т у д и я »
при
р еа л и за ц и и
п р огр ам м ы
П р о гр а м м а р а с с ч и та н а н а тр и го д а. Н а за н я ти и и м е е т м есто к а к
к о л л е к т и в н а я , т а к и и н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а . З а н я т и е в «В о к а л ь н о й с т у д и и »
п р о в о д я т с я 2 р а за в н е д е л ю , в м у зы к а л ь н о м за л е . П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь
з а н я т и й с о с т а в л я е т 45 м и н у т . В т е ч е н и е у ч е б н о г о г о д а п л а н и р у е т с я р я д
т в о р ч е с к и х п о к а зо в : у ч а с т и е в к о н ц е р тн ы х м е р о п р и я т и я х М А Д О У ,
у тр ен н и ках , ко н ку р сн ы х вы сту п л ен и ях.
О сн о вн ы е н ап р авл ен и я о б у ч ен и я д етей п ен и ю :
1 .П е в ч е с к а я у с т а н о в к а и д ы х а н и е .
П р ав и л ьн о е п о л о ж ен и е к о р п у са, го л о в ы , п л еч , р у к и н о г п р и п ен и и си д я и
сто я . Д ы х а н и е б р а ть п е р е д н а ч а л о м п е с н и и м е ж д у м у зы к а л ь н ы м и ф р а за м и ,
у д е р ж и в а т ь е го д о к о н ц а ф р а зы , н е р а зр ы в а т ь с л о в а .
2. З в у к о в е д е н и е , д и к ц и я .
Ч етк о е, я с н о е п р о и зн о ш е н и е сл о в в с о о тв е тс тв и и с х а р а к те р о м со ч и н ен и й ,
к о р о тк о е и о д н о в р е м е н н о е п р о и зн о ш е н и е с о гл а с н ы х в к о н ц е сл о в .
И с п о л ь зо в а н и е д и к ц и о н н ы х у п р а ж н е н и й , с к о р о го в о р о к .
3. В о к а л ь н ы е у п р а ж н е н и я -р а с п е в а н и я .
С и с те м а ти ч е с к о е и с п о л ь зо в а н и е м а л е н ь к и х п о п е в о к п о м о га ю т п е д а го гу
в ы р о в н я ть зв у ч а н и е го л о са, д о б и ть с я е с те с тв ен н о го л е гк о го п ен и я ,
р а с ш и р и ть д и а п а зо н . О ч е н ь в аж н о , ч то б ы у п р а ж н е н и я б ы л и д о с ту п н ы д е тя м ,
и м ел и и н тен си в н о е со д ер ж ан и е и л и и гр о в о й м о м ен т, в ед ь и м ен н о и н тер ес
п о м о га е т у ч а щ и м с я о с о зн а ть в ы р а зи те л ь н ы е о с о б е н н о с ти м у зы к а л ь н о го
п р о и зв е д е н и я .
4. С т р о й и а н с а м б л ь .
9
Н ау ч и ть д етей п еть стр о й н о в и н то н ац и о н н о м и р и тм и ч еско м о тн о ш ен и и .
Д о с ти ж е н и ю ч и с то ты и н то н и р о в а н и я п о м о ж е т п е н и е п о м у зы к а л ь н ы м
ф р а за м ц е п о ч к о й . Э т о т п р и е м д а ё т в о зм о ж н о с т ь в к о р о тк о е в р е м я п р о в е р и ть
у р о в е н ь м у зы к а л ь н о го и п е в ч е с к о го р а зв и ти я б о л ь ш о го к о л и ч е с тв а д е те й ,
в ы я в и ть , к то п о ё т п р а в и л ь н о , а к то н ет. Э то т п р и е м п о м о га е т а к ти в и зи р о в а ть
р а б о ту д е те й , с л е д и ть за п е н и е м д р у г д р у га , в о в р е м я п р о д о л ж и ть п есн ю ,
то ч н о и н то н и р у я . О д н а и з о с н о в н ы х за д а ч - п е ть а к ти в н о и и н д и в и д у а л ь н о , с
с о п р о в о ж д е н и е м и б е з н е г о . П е р в о н а ч а л ь н ы е н а в ы к и п е н и я a capella д о л ж н ы
б ы ть сф о р м и р о ван ы
н а м ал ен ьки х н есл о ж н ы х п о л евках и п есн ях.
И с п о л н е н и е a capella с п о с о б с т в у е т ф о р м и р о в а н и ю у д е т е й л а д о в о г о с л у х а ,
то ч н о го и н то н и р о в ан и я .
5. Ф о р м и р о в а н и е и с п о л н и т е л ь с к и х н а в ы к о в .
А н ал и з сл о в есн о го тек ста и его со д ер ж ан и я. В о сп и тан и е н ав ы к о в п о н и м ан и я
д и р и ж е р с к о г о ж е с т а (у к а з а н и я д и р и ж е р а : в н и м а н и е , д ы х а н и е , н а ч а л о ,
о к о н ч а н и е п е н и я ), п о н и м а н и е т р е б о в а н и й , к а с а ю щ и х с я а г о г и ч е с к и х и
д и н а м и ч е с к и х и зм е н е н и й .
6. Р а б о т а н а д и с п о л н е н и е м х о р о в о г о п р о и з в е д е н и я .
М у зы к а л ь н ы й р у к о в о д и те л ь д о л ж е н р а с к р ы ть х у д о ж е с тв е н н ы й о б р аз
п р о и зв е д е н и я , его н а с тр о е н и е , х а р а к те р . Э то с п о с о б с тв у е т эм о ц и о н а л ь н о м у
в о с п р и я т и ю п е с н и д е т ь м и , ф о р м и р о в а н и ю у н и х м у з ы к а л ь н о -э с т е т и ч е с к о г о
в к у са. П е р е д р а зу ч и в а н и е м с л е д у е т п р о в ести к р атк у ю б есед у . Э то п о м о ж ет
р е б е н к у о с о зн а т ь с о д е р ж а н и е , в ы зв а ть о п р е д е л е н н о е о тн о ш е н и е к
п р о и зв е д е н и ю , с о о тв е тс тв у ю щ е е н а с тр о е н и е .
2.2.В а р и а т г и в н ы е ф о р м ы , с п о с о б ы , м е т о д ы
и ср едств а
п р огр ам м ы
Ф о р м ы р е а л и з а ц и и з а д а ч «В о к а л ь н о й с т у д и и »:
р еа л и за ц и и
к о л л е к ти в н ы е за н я ти я ;
и н д и ви д у ал ьн ая р аб о та;
ко н ц ер тн ы е вы сту п л ен и я н е р еж е 1 раз в квар тал ;
п р о свети тел ьская д еятел ьн о сть;
у ч асти е в тво р ч ески х ко н ку р сах .
М у зы к а л ь н ы й р у к о в о д и те л ь в п р о ц е с с е о б у ч е н и я д е те й п ен и ю
о д н о в р е м е н н о в о с п и т ы в а е т у н и х л ю б о в ь к п р е к р а с н о м у в ж и зн и и
и ск у сств е, в ы зы в а е т о тр и ц а те л ь н о е о тн о ш е н и е к д у р н о м у , о б о га щ а е т
д у х о в н ы й м и р р е б е н к а . У д е те й р а зв и в а е тс я в н и м а н и е , в о о б р а ж е н и е ,
м ы ш л ен и е и речь.
С о д е р ж а н и е и о б ъ е м зн а н и й о м у зы к е , о б ъ е м в о к а л ь н ы х н а в ы к о в ,
п р и е м ы о б у ч е н и я и у с в о е н и е и х д е ть м и с о о тв е тс тв у ю т в о зр а с ту и у р о в н ю
м у зы к а л ь н о го р а зв и ти я д е те й к а ж д о й в о зр а с тн о й гр у п п ы .
-
10
В н а ч а л е го д а в о в с е х в о зр а с тн ы х гр у п п а х д а ю тс я б о л е е л е гк и е
за д а н и я , ч е м в к о н ц е го д а; п о с те п е н н о п е р е х о д я т о т у с в о е н н о го , зн а к о м о го к
н о в о м у , н е зн а к о м о м у .
В п р о ц е с с е о б у ч е н и я п е н и ю гл а в н у ю р о л ь и гр а е т та к н а зы в а е м а я
зв у к о в а я н а гл я д н о с ть , к о н к р е тн о е с л у х о в о е в о с п р и я ти е р а зл и ч н ы х зв у к о в ы х
с о о тн о ш е н и й . Д р у ги е о р га н ы ч у в ств : зр е н и е , м ы ш е ч н о е ч у в с тв о д о п о л н я ю т
и у си л и в аю т сл у х о в о е в о сп р и яти е. О сн о в н о й п р и ем н агл яд н о сти - это
о б р а зе ц и с п о л н е н и я п е с н и п е д а го го м .
С о зн а те л ь н о с ть те с н о с в я за н а с у м с тв е н н о й , в о л е в о й а к ти в н о с ть ю
д етей , с и х за и н те р е с о в ан н о с ть ю п е с е н н ы м р е п е р ту а р о м . Н е м а л о в а ж н о е
зн а ч е н и е д л я у м с т в е н н о й а к ти в н о с ти д е те й и м е е т р е ч ь в зр о с л о го , н а л и ч и е
р а зн о о б р а зн ы х и н то н а ц и й в его го л о се, в ы р а зи те л ь н а я м и м и к а , я р к о е и
х у д о ж ествен н о е и сп о л н ен и е п есн и .
В ы у ч е н н ы е д е ть м и п е с н и ч ер ез н е к о то р о е в р ем я за б ы в а ю тс я , есл и и х
си стем ати ч ески н е п о вто р ять: во кал ьн ы е у м ен и я у тр ач и ваю тся, есл и д ети
д о л го н е у п р аж н я ю тся в п ен и и . Ч то б ы п о в то р ен и е п есен н е н аск у ч и л о д етя м ,
н ад о р а зн о о б р а зи ть это т п р о ц есс, в н о ся эл е м е н ты н о в о го . З а к р е п л е н и е
п есен н о го р еп ер ту ар а д о л ж н о б ы ть н е п р о сто м ех ан и ч еск и м п о в то р ен и ем , а
с о зн а те л ь н ы м его в о с п р о и зв е д е н и е м .
П р и ем ы о б у ч ен и я п ен и ю :
1. П о к а з с п о я с н е н и я м и . П о я с н е н и я , с о п р о в о ж д а ю щ и е п о к а з м у з ы к а л ь н о г о
р у к о в о д и те л я , р а зъ я с н я ю т см ы сл , со д ер ж ан и е п есн и . Е с л и п есн я и сп о л н я ется
н е в п е р в ы й р а з, о б ъ я с н е н и я м о гу т б ы ть и б е з п о к а за .
2. И г р о в ы е п р и е м ы . И с п о л ь з о в а н и е и г р у ш е к , к а р т и н , о б р а з н ы х у п р а ж н е н и й
д е л а ю т м у зы к а л ь н ы е за н я ти я б о л ее п р о д у к ти в н ы м и , п о в ы ш а ю т а к ти в н о с ть
д е те й , р а зв и в а ю т с о о б р а зи т е л ь н о с т ь , а та к ж е за к р е п л я ю т зн а н и я , п о л у ч е н н ы е
н а п р е д ы д у щ и х за н я ти я х .
3. В о п р о с ы к д е т я м а к т и в и з и р у ю т м ы ш л е н и е и р е ч ь д е т е й . К и х о т в е т а м н а
в о п р о с ы п е д а го га н ад о п о д х о д и ть д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о , в за в и с и м о с ти о т
то го , с к ак о й ц е л ь ю за д а н в о п р о с и в к а к о й в о зр а с тн о й гр у п п е.
4. О ц е н к а к а ч е с т в а д е т с к о г о и с п о л н е н и я п е с н и д о л ж н а з а в и с е т ь о т в о з р а с т а
д етей , п о д го то в л ен н о сти . Н еп р ав и л ьн ая о ц ен к а н е п о м о гает р еб ен к у
о с о зн а ть и и с п р а в и т ь с в о и о ш и б к и , н е д о с та тк и . Н а д о п о о щ р я ть д е те й ,
всел ять в н и х у вер ен н о сть, н о д ел ать это д ел и к атн о .
Ф о р м ы и м е то д ы р е а л и за ц и и п р о гр а м м ы :
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а ;
2. И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а ;
3.
4.
5.
6.
Б есед а;
Р асп ев ан и е п о го л о сам ;
У п р аж н ен и я, ф о р м и р у ю щ и е п р ави льн у ю п евч еску ю осан ку;
Д ы х а те л ь н а я зв у к о в а я ги м н а с ти к а ;
11
7. А р т и к у л я ц и о н н ы е у п р а ж н е н и я ;
8. И г р а н а д е т с к и х м у з ы к а л ь н ы х и н с т р у м е н т а х ;
9. М у з ы к а л ь н о -д и д а к т и ч е с к и е и г р ы и у п р а ж н е н и я .
Д л я у с п е ш н о й р е а л и за ц и и п р о гр а м м ы п р е д п о л а га ю т с я : б е с е д ы о м у зы к е ,
та н ц е р а зл и ч н о го с о д е р ж а н и я , с л у ш а н и е м у зы к и та н ц е в а л ь н о го х а р а к те р а ,
эк ск у р си и , п о сещ ен и е
ко н ц ер то в, п р о см о тр
в и д е о за п и с е й
д етски х
п р а зд н и к о в и к о н ц е р то в , р а с с м а тр и в а н и е и л л ю с тр а ц и й , ф о то а л ь б о м о в .
П р о гр а м м а я в л я е тс я в а р и а ти в н о й , к о м п л е к с н о й , т. е. п р и в о зн и к н о в е н и и
н ео б х о д и м о сти д о п у скается ко р р екти р о вка со д ер ж ан и я, ф орм д еятел ьн о сти и
вр ем ен и п р о х о ж д ен и я м атер и ал а.
С о д е р ж а н и е п р о г р а м м ы «В о к а л ь н а я с т у д и я »
1. Б е с е д а о м у з ы к е , о м у з ы к а л ь н ы х и н с т р у м е н т а х . Р а з л и ч а т ь м у з ы к а л ь н ы е
и н стр у м ен ты п о тем б р у . Д ать д етям п о н яти е, ч то тако е во кал ьн ая и
и н с тр у м е н та л ь н а я м у зы к а , о в ы р а зи те л ь н ы х с р е д с т в а х ее п е р е д а ч и .
И с п о л ь зу е тс я б е с е д а , р а с с м а тр и в а н и е м у зы к а л ь н ы х и н с тр у м е н то в .
2. З н а к о м с т в о с с и м ф о н и ч е с к и м о р к е с т р о м . П р о с л у ш и в а н и е а у д и о к а с с е т ы с
за п и с я м и м у зы к а л ь н ы х и н с тр у м е н то в с и м ф о н и ч е с к о го о р к е с тр а .
3. П о н я т и е о в ы с о к и х и н и з к и х з в у к а х . Н е т р а д и ц и о н н о е з а н я т и е «П у т е ш е с т в и е
в с к а з о ч н у ю с т р а н у ».
4. П е с е н н о -и г р о в о е т в о р ч е с т в о . М у з ы к а л ь н о -д и д а к т и ч е с к и е и г р ы .
5. О б у ч е н и е и г р е н а м у з ы к а л ь н ы х и н с т р у м е н т а х . И с п о л ь з о в а т ь о з н а к о м л е н и е ,
в о с п р и я ти е м у зы к а л ь н ы х п р о и зв е д е н и й д л я и гр ы .
2.3.О с о б е н н о с т и в з а и м о д е й с т в и я с с е м ь я м и в о с п и т а н н и к о в
С оврем ен н ая
сем ья
н у ж д ается
в
п о сто ян н о м
п ед аго ги ч еск о м
соп ровож д ен и и .
В
осн ову
со вм естн о й
д еятел ьн о сти
сем ьи
и
м у зы к а л ь н о го
р у к о в о д и те л я за л о ж е н ы с л е д у ю щ и е п р и н ц и п ы :
■ ед и н ы й п о д х о д к п р о ц ессу во сп и тан и я д етей ;
■ о тк р ы то с ть за н я ти й д л я р о д и те л е й ;
■ в за и м н о е д о в е р и е в о в за и м о о тн о ш е н и я х м у зы к а л ь н о го р у к о в о д и те л я и
р о д и тел ей ;
■ у в аж ен и е и д о б р о ж ел ател ь н о сть д р у г к д р у гу ;
■ д и ф ф ер ен ц и р о ван н ы й п о д х о д к каж д о й сем ье.
Зад ачи :
■ у стан о в и ть п ар тн ер ск и е о тн о ш ен и я с сем ьей к аж д о го в о сп и тан н и к а;
■ о б ъ е д и н и ть у с и л и я д л я р а зв и ти я го л о с а и п р и в и ти я п е в ч е с к и х н а в ы к о в
д етей ;
■ с о зд а ть
атм о сф ер у
в за и м о п о н и м а н и я ,
о б щ н о сти
и н тер есо в,
эм о ц и о н а л ь н о й в за и м о п о д д е р ж к и ;
■ а к ти в и зи р о в а ть и о б о га щ а ть в о с п и та те л ь н ы е у м е н и я р о д и тел ей ;
12
■ п о д д ер ж и вать
их
у вер ен н о сть
в
со б ствен н ы х
п ед аго ги ч еск и х
в о зм о ж н о с тя х .
Ф о р м ы р аб о ты с р о д и тел ям и :
■ П о с е щ е н и е р о д и т е л я м и о тк р ы ты х за н я ти й ;
■ И н д и ви д у ал ьн ы е и ко л л екти вн ы е ко н су л ьтац и и ;
■ С е м е й н ы е м е р о п р и я т и я (п р а з д н и к и , к о н к у р с ы , с е м е й н ы е в е ч е р а ,
п о с в я щ е н н ы е р а зл и ч н о й те м а ти к е , н а к о то р ы х в о с п и та н н и к и б у д у т
и м е ть в о зм о ж н о с ть п р о я в и ть св о и м у зы к а л ь н ы е и п е в ч е с к и е
с п о с о б н о с т и ).
■ О ф о р м л ен и е и н ф о р м ац и о н н ы х стен д о в д л я р о д и тел ей .
Д л я р о д и тел ей м о гу т б ы ть о ф о р м л ен ы к о н су л ьтац и и н а тем ы :
1. «К а к о х р а н я т ь д е т с к и й г о л о с ».
2. «О к о л ы б е л ь н ы х п е с н я х и и х н е о б х о д и м о с т и ».
3. «К а к р а з в и в а т ь м у з ы к а л ь н ы й с л у х у р е б е н к а ».
4. «М у з ы к а и д е т и , м у з ы к о т е р а п и я ».
III.О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л
З Д .М а т е р и а л ь н о -т е х н и ч е с к о е о б е с п е ч е н и е п р о г р а м м ы
С р е д с тв а, н е о б х о д и м ы е д л я р е а л и за ц и и п р о гр а м м ы :
1. Т е х н и ч е с к и е с р е д с т в а : м а г н и т о ф о н , ф о т о а п п а р а т , в и д е о м а г н и т о ф о н ,
в и д е о к а м е р а , м у зы к а л ь н ы й ц ен тр , ф о р те п и а н о .
2. И н ф о р м а ц и о н н ы е с р е д с т в а : к н и г и , а у д и о з а п и с и , н о т н ы й м а т е р и а л ,
д и д акти ч ески й м атер и ал .
3. М у з ы к а л ь н ы е и н с т р у м е н т ы .
3.2.О с о б е н н о с т и о р г а н и з а ц и и з а н я т и й «В о к а л ь н а я с т у д и я »
С тр у к ту р а за н я ти я
1.Р а с п е в а н и е . Р а б о т а я н а д в о к а л ь н о -х о р о в ы м и н а в ы к а м и д е т е й н е о б х о д и м о
п р е д в а р и т е л ь н о «р а с п е в а т ь » в о с п и т а н н и к о в в о п р е д е л е н н ы х у п р а ж н е н и я х .
Н а ч и н а т ь р а с п е в а н и е п о п е в о к (у п р а ж н е н и й ) с л е д у е т в с р е д н е м , у д о б н о м
д и а п а зо н е , п о с те п е н н о тр а н с п о н и р у я его в в е р х и в н и з п о п о л у то н а м . Д л я
это го о тв о д и тся н е м ен ее Ю м и н у т. В р ем я р асп ев ан и я м о ж ет б ы ть у в ел и ч ен о ,
н о н е у м ен ьш ен о . Зад ачей
п р ед вар и тел ьн ы х у п р аж н ен и й явл яется
п о д го то в к а го л о с о в о го а п п а р а та р е б е н к а к р а зу ч и в а н и ю и и с п о л н е н и ю
в о к а л ь н ы х п р о и зв е д е н и й . Т а к а я го л о с о в а я и эм о ц и о н а л ь н а я р а зм и н к а п е р е д
н ач ал о м р аб о ты - о д н о и з важ н ы х ср ед ств п о вы ш ен и я ее п р о д у к ти вн о сти и
к о н е ч н о го р е зу л ь та та .
2. П а у за . Д л я о т д ы х а г о л о с о в о г о а п п а р а т а п о с л е р а с п е в а н и я н е о б х о д и м а
п а у з а в 1- 2 м и н у т ы (ф и з м и н у т к а ).
13
3 .О с н о в н а я ч а с т ь . Р а б о т а н а п р а в л е н а н а р а з в и т и е и с п о л н и т е л ь с к о г о
м а с те р с тв а , р а зу ч и в а н и е п е с е н н о го р е п е р ту а р а , о тд е л ь н ы х ф р аз и м ел о д и й п о
н о там . Р аб о та н ад ч и сто то й и н то н и р о ван и я, п р ави л ьн о й д и кц и ей и
а р ти к у л я ц и е й , д ы х а н и я п о ф р а за м , д и н а м и ч е с к и м и о тте н к а м и .
4 .З а к л ю ч и т е л ь н а я ч а с т ь . П е н и е с д в и ж е н и я м и , к о т о р ы е д о п о л н я ю т п е с е н н ы й
о б р аз и д е л а ю т его б о л ее эм о ц и о н а л ь н ы м и за п о м и н а ю щ и м с я . Р а б о та н ад
в ы р а зи те л ь н ы м а р ти с ти ч н ы м и с п о л н е н и е м .
И сп о л ь зу ем а я л и т ер а т у р а
1. А б е л я н Л .М . К а к р ы ж и к н а у ч и л с я п е т ь . - М .: «С о в е т с к и й к о м п о з и т о р »,
1989 г .-33
2. Б о ч е в Б . Э м о ц и о н а л ь н о е и в ы р а з и т е л ь н о е п е н и е в д е т с к о м х о р е . Р а з в и т и е
д е т с к о г о г о л о с а . - М .; 1963 г . - 58 с .
3. В е с е л ы й к а б л у ч о к . /С о с т а в и т е л ь Л . В . К у з ь м и ч е в а . М н .: «Б е л а р у с ь », 2003
г . - 232 с . 4. В е т л у г и н а Н . М у з ы к а л ь н ы й б у к в а р ь . М .: « М у з ы к а », 1989 г . 112 с .
5. Г а л к и н а С . М у з ы к а л ь н ы е т р о п и н к и . М н .: «Л е к с и с », 2005 г . - 48 с .
6. Г у д и м о в В ., Л о с е н я н А ., А н а н ь е в а О . П о ю щ а я а з б у к а . М .: «Г Н О М П Р Е С С », 2000 г . - 33 с .
7. З а п о р о ж е ц А .В . Н е к о т о р ы е п с и х о л о г и ч е с к и е в о п р о с ы
р а зв и ти я
м у з ы к а л ь н о г о с л у х а у д е т е й д о ш к о л ь н о г о в о з р а с т а . - М .; 1963 г . - 175 с .
8. К а б а л е в с к и й Д .Б . П р о г р а м м а о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й э с т е т и ч е с к о й ш к о л ы .
М у з ы к а . 1-3 к л а с с ы т р е х л е т н е й н а ч а л ь н о й ш к о л ы . - М .; 1988 г . - 201 с .
9. К а п л у н о в а И ., Н о в о с к о л ь ц е в а И . В е с ё л ы е н о т к и . - С а н к т - П е т е р б у р г
«Н е в с к а я н о т а », 2011 г . - 121 с .
10. К а п л у н о в а И ., Н о в о с к о л ь ц е в а И . К а к у н а ш и х у в о р о т . - С а н к т П е т е р б у р г : «К о м п о з и т о р », 2003 г . 11 .К а п л у н о в а И ., Н о в о с к о л ь ц е в а И . П р а з д н и к ш а р о в . - С а н к т - П е т е р б у р г :
«Н е в с к а я н о т а », 2011 г . - 106 с .
12. К а п л у н о в а И ., Н о в о с к о л ь ц е в а И . П р о г р а м м а п о м у з ы к а л ь н о м у
в о с п и т а н и ю д е т е й д о ш к о л ь н о г о в о з р а с т а «Л а д у ш к и ». - С а н к т -П е т е р б у р г
«Н е в с к а я н о т а », 2010 г . - 45 с .
13. К а п л у н о в а И ., Н о в о с к о л ь ц е в а И . Р о ж д е с т в е н с к и е с к а з к и . - С а н к т П е т е р б у р г «Н е в с к а я н о т а », 2012 г . — 45 с .
14. К а п л у н о в а И ., Н о в о с к о л ь ц е в а И . Э т о т у д и в и т е л ь н ы й р и т м . «К о м п о з и т о р », 2005 г . - 73 с .
15. К а р т у ш и н а М .Ю . В о к а л ь н о -х о р о в а я р а б о т а в д е т с к о м с а д у . - М .:
И з д а т е л ь с т в о «С к р и п т о р и й », 2010 г . - 213 с .
14
16. К у д р я ш о в А . П е с н и д л я д е т е й //Н а с т о л ь н а я к н и г а м у з ы к а л ь н о г о
р у к о в о д и т е л я / в ы п . № 7. - Р о с т о в -н а -Д о н у «Ф е н и к с ». 2012 г .- 93 с .
17. М е л о д и и в р е м е н г о д а / С о с т а в и т е л ь Г . В . С а в е л ь е в . М о з ы р ь : Р И Ф «Б е л ы й
в е т е р », 1998 г . - 44 с .
18. М е т л о в Н .А . В о к а л ь н ы е в о з м о ж н о с т и д о ш к о л ь н и к о в // Д о ш к о л ь н о е
в о с п и т а н и е / в ы п . № 11. - М .; 1940 г .- 123 с .
19. М о в ш о в и ч А . П е с е н к а п о л е с е н к е . - М .: « Г Н О М », 2000 г . - 64 с .
20. М у з ы к а л ь н о -и г р о в ы е э т ю д ы // М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь / в ы п . № 2. М ., 2004 г .-76 с .
21. У ч и т е д е т е й п е т ь . П е с н и и у п р а ж н е н и я д л я р а з в и т и я г о л о с а у д е т е й 5-6
л е т / С о с т а в и т е л ь Т . М . О р л о в а С . И . Б е к и н а . - М .: « П р о с в е щ е н и е », 1987 г . —
144 с .
22. Я к о в л е в А . О ф и з и о л о г и ч е с к и х о с н о в а х ф о р м и р о в а н и я п е в ч е с к о г о
г о л о с а 17 // В о п р о с ы п е в ч е с к о г о в о с п и т а н и я ш к о л ь н и к о в . В п о м о щ ь
ш к о л ь н о м у у ч и т е л ю п е н и я . - Л ., 1959 г . - 103 с .
15
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)